ivash (ivash) wrote in ipodz,
ivash
ivash
ipodz

  • Music:

правда об iPod

Правда об iPod
By Leander Kahney

Благодаря скрытности Apple, в части применения которой Apple может соперничать даже с ЦРУ, существует несколько мифов о рождении iPod.

Один из этих мифов - это то, что у iPod есть отец - один человек, который зачал и вырастил легендарное устройство. Стив Джобс, естесственно, первый кандидат; но инженера Тони Фейделла тоже называют отцом iPod, как и Джона Рубинштейна, в прошлом возглавлявшего направление аппаратных разработок в Apple. И хотя они все сыграли ключевые роли в разработке iPod, на самом деле iPod - это результат коллективного труда.



Вот как все происходило:

В 2000 году разноцветный iMac возглавлял триумфальное возвращение Apple, но для того, чтобы улучшить продажи, компания задавала себе вопрос: "Что мы можем сделать, чтобы больше людей покупали Макинтоши?"

В это время любители музыки фанатично обменивались музыкой через Napster. Они подключали колонки к своим компьютерам и оцифровывали аудио компакт-диски. Движение "к цифре" было особенно заметно в комнатах студенческих общежитий - большой источник продаж iMac - но у Apple не было программы для работы с коллекциями цифровой музыки.

Чтобы догнать эту революцию, Apple лицензировала музыкальный проигрыватель SoundJam MP у небольшой компании и наняла их главного программиста, Джефф Роббин. Под управлением Джобса, Робин провел несколько месяцев "обрабатывая напильником" SoundJam и превращая его в iTunes (в основном, упрощая интерфейс). Джобс представил ее на MacWorld Expo в январе 2001 года.

Пока Роббин работал над iTunes, Джобс и компания начали искать возможность запустить и аппаратное устройство. Они обнаружили, что рынок цифровых фотоаппаратов и камер был хорошо развит (как и сами устройства) и дела с продажами тоже шли хорошо, но в случае с музыкальными плеерами ситуция была другой.

"Продукты на рынке в то время были полным отстоем," Грег Джосвяк, вице-президет Apple по iPod, говорит журналу Newsweek.

Цифровые музыкальные плееры были либо большими и неудобными, либо маленькими и бесполезными. Большинство их основывались на мелких чипах памяти, 32 либо 64МБ, на которых можно было хранить всего пару десятков песен - не намного лучше, чем дешевый портативный CD плеер

Но пара плееров были построены на базе жесткого диска размером 2.5", который выпускала Fujitsu. Cамым популярным среди них был Nomad Jukebox, который выпускала Creative, компания из Сингапура. Размером с портативный CD-плеер, но в два раза тяжелее, Nomad Jukebox мог хранить тысячи песен на (сравнительно небольшом) устройстве. Но у него были ужасные недостатки: он использовал для передачи песен с компьютера интерфейс USB, который был чрезвычайно медленным. Интерфейс тоже был очень "технарский" (невероятно ужасный) и батареек часто хватало всего на 45 минут.

Тут-то и был шанс для Apple.

"Я не знаю, чья идея была сделать музыкальный плеер, но Стив подхватил ее очень быстро и попросил меня ею заняться," говорит Джон Рубинштейн, опытный инженер Apple, который отвечал за большинство аппаратных продуктов компании за последние 10 лет.

Рубинштейн пришел в Apple в 1997 году, а на сегодняшний день уже ушел на заслуженный отдых. До этого он работал в NeXT, где он был специалистом Стива Джобса по "железу". Работая в Apple, Рубинштейн "присматривал" за целой серией революционных машин, от первого голубого iMac до рабочих станций с жидкостным охлаждением - и, конечно же, iPod. Когда Apple разделила Mac и iPod в разные подразделения в 2004 году, Рубинштейн возглавил подразделение iPod - дань тому, как важны были и Джон, и iPod для Apple.

Apple знала, что они могут решить большинство проблем, от которых страдал Nomad. Принадлежащий компании интерфейс FireWire мог быстро передавать песни из компьютера в плеер - целый CD за несколько секунд; огромные библиотеки MP3 - за несколько минут. И благодаря быстро развивающемуся рынку мобильных телефонов, на рынке постоянно обновлялись батареи и экраны.

В феврале 2001 года, во время выставки Макворлд в Токио, Рубинштейн посетил Toshiba, компанию, которая поставляла Apple жесткие диски для ноутбуков, где ему и продемонстрировали маленький диск, который компания только что разработала. Он был всего 1.8" в диаметре - значительно меньше, чем 2.5" диск Fujitsu, используемый в продуктах-конкурентах - но Toshiba не имела малейшего понятия, для чего его можно использовать.

"Они сказали что они не знают что с ним делать. Может быть, засунуть в маленький ноутбук," вспоминает Рубинштейн. "Я пришел к Стиву и говорю 'Я знаю как это сделать. У меня есть все части для этого'. Он сказал 'Ну давай.'"

"Джон необычайно хорош в том, чтобы увидеть технологию и очень быстро распознать, насколько она хороша," Джосвяк поделился с Сornell Engineering Magazine. "iPod - замечательный пример того, как Джон мог увидеть технологический потенциал: этот очень, очень маленький жесткий диск."

Рубинштейн не хотел отвлекать инженеров, которые разрабатывали новые Маки, поэтому в феврале 2001 года он нанял консультанта - инженера Фейделла - чтобы собрать все детали в единое целое.

У Фейделла был большой опыт в создании портативных устройств: Он разрабатывал популярные устройства для General Magic и Philips. Общий знакомый дал его номер Рубинштейну.

"Я позвонил Тони," говорит Рубинштейн. "Он как раз катался на лыжах. Я не сказал ему, над чем ему надо будет работать. До тех пор пока он не пришел ко мне, он не знал, что он должен будет делать."

Джобс хотел, чтобы плеер оказался в магазинах уже осенью, перед сезоном рождественских покупок.

Фейделл возглавил небольшую команду инженеров и дизайнеров, которые достаточно быстро собрали устройство. Команда старалась использовать уже готовые части: диск Toshiba, батарея Sony, некоторые процессоры от Texas Instruments.

Основную начинку купили у начинающей компании из Силиконовой Долины - PortalPlayer, которая работала над "составляющей компонентой" для нескольких разных цифровых плееров, включая полноразмерный проигрыватель для гостиной, и портативный выигрыватель размером с пачку сигарет.

Команда также пыталась максимально использовать внутренние ресурсы и опыт Apple.

"Мы не начинали с нуля," говорит Рубинштейн. "У нас была целое подразделение по разработке аппаратного обеспечения с их наработками. Нам был нужен блок питания - мы обратились к группе по разработке блоков питания. Нам нужен экран - мы идем в подразделение по экранам. Мы использовали команду по разработке архитектуры. Это был продукт, активно использовавший технологии, которые у нас уже были."

Одну из самых больших проблем составляло время работы от аккумулятора. Если диск крутился, все время играя песни, он быстро садил батарею. Решение было загружать несколько песен в память, которая требовала намного меньше энергии. А диск можно было останавливать до тех пор, пока не надо было подгрузить еще песен. Хотя некоторые производители использовали похожую архитектуру для бесперебойного воспроизведения, у первого iPod был буфер памяти размером 32МБ, который позволял получить 10 часов воспроизведения вместо двух или трех.

Учитывая составляющие устройства, финальная форма iPod была очевидна. Все части укладывались довольно естественно в тонкую коробку размером с колоду карт.

"С некоторыми вещами абсолютно понятно, из чего они сделаны, и это была как раз подобная ситуация," вспоминает Рубиншейн. "Было совершенно очевидно, как это все будет выглядеть, когда мы собрали комплектующие вместе."

Тем не менее, отдел дизайна Apple, возглавляемый Джонатаном Айвом, вице-президентом Apple по промышленному дизайну, делал прототип за прототипом.

"Стив сделал несколько очень интересных наблюдений в самом начале, о том как важно было сделать правильную навигацию," говорит Айв в интервью The New York Times. "Важно было оставаться сфокусированным и не пытаться вложить слишком много в устройство - что усложнило бы работу с ним и привело бы к неудаче. Ключевой момент был в том, чтобы избавиться от лишней функциональности."

Айв рассказал Times что ключом к iPod не были какие-то случайные гениальные находки, а постепенный процесс дизайна. Его группа по дизайну работала совместно с производителями и инженерами, изменяя и улучшая дизайн. "Это не последовательность," сказал он Times. "Это не постепенная передача чего-то следующему человеку."

Роберт Бруннер, партнер в компании Pentagram, занимающейся дизайном, и бывший глава подразделения Apple по дизайну, говорит что дизайнеры Apple фактически имитируют процесс производства по мере разработки прототипов.

"Дизайнеры Apple тратят 10% своего времени на традиционный промышленный дизайн: придумывание идеи, рисование, создание моделей, брейнсторминг," уточняет Роберт. "Они проводят 90% времени сотрудничая с производителями, уточняя как имплементировать их идеи."

Чтобы облегчить процесс отладки, прототипы строились внутри поликарбонатных контейнеров размером с большую коробку от обуви.

Основа для програмного обеспечения iPod также была взята "снаружи" - от Pixo, которая разрабатывала операционную систему для мобильных телефонов. Поверх низкоуровневой системы Pixo Apple надстроила интерфейс, который принес славу iPod.

Идею вращающегося колеса предложил Фил Шиллер, глава маркетинга Apple, который еще на ранних встречах сказал "Колесо - это правильный интерфейс для этого продукта."

Шиллер также предложил, чтобы меню прокручивались тем быстрее, чем дольше вращается колесо - этот немаловажный нюанс, который отличает iPod от толпы конкурирующих продуктов. Вращающееся колесо, предложенное Шиллером, тоже, впрочем, не пришло из ниоткуда - вращающиеся колеса достаточно популярны в электронике, от мышей до колесиков в Палмах. У телефонов BeoCom от Bang&Olufsen тоже есть подобное iPod-ному колесико для навигации по адресной книге и информации о звонках. Еще в 1983 году, рабочая станция Hewlett Packard 9863 поставлялась с клавиатурой, в которую было встроено похожее колесо для прокрутки текста.

Интерфейс был набросан Тимом Васко, дизайнером "взаимодействия", который пришел в Apple из NeXT, где он работал с Джобсом. Васко до этого отвечал за новый, упрощенный интерфейс QuickTime Player. Как и разработчики аппаратной части, Васко создавал прототип за прототипом, представляя варианты на больших распечатках, которые можно было разложить на столе для конференции для последующей сортировки и обсуждения.

Результат работы комитета есть функция качества его членов и управления ими. Когда iPod все больше начал походить на продукт, он стал получать все больше и больше внимания Джобса, чья настоятельность на совершенстве продукта и высокие стандарты буквально отчеканены на устройстве также "навечно", как и логотип Apple.

"Большинство людей делают ошибку думая, что дизайн это то, как устройство выглядит", Джобс сказал The Times. "Дизайн это не то, что мы думаем. Это не только как устройство выглядит или ощущается. Дизайн - это и как устройство работает."

Джобс настаивал, чтобы iPod тесно интегрировался с iTunes, и чтобы многие его функции были автоматизированы, особенно передача песен. Моделью выступало програмное обеспечение HotSync, используемое для синхронизации с Palm.

"Подключил. Вжииик. Готово," Джобс поделился с Fortune.

Имя iPod досталось от одного из ранних проектов Apple по разработке интернет киоска, который так и не был выпущен. 24 июля 2000 года Apple зарегистрировала название iPod для "корпус публичного интернет киоска, содержащий компьютерное оборудование", как было описано в заявке на торговую марку.

"Название 'iPod' имеет намного больше смысла для интернет киоска, который как раз и есть "оболочка" (pod - яичная кожура, защитная оболочка, грузовой отсек) чем для музыкального плеера," заметил Азол Фоден, специалист по названиям и президент компании Brighter Naming (Ярче Называем) в Mountain View, Калифорния.

Но Фоден говорит, что это название - также и гениальная находка: простое, легко запоминаемое, и, что важно, не описывает устройство, поэтому его можно использовать со временем, когда технология эволюционирует, даже если функциональность устройства изменится. Он отмечает префикс "i", у которого есть двойное значение: он может означать "интернет" как в "iMac", или же может означать первое лицо, "я".

"Они обнаружили в своем сундуке зарегистрированных имен, что у них уже есть 'iPod'". Если вы думаете о продукте, оно вроде как не сильно подходит. Но это не имеет значения. Оно короткое и клевое."

23 октября 2001 года, примерно через 5 недель после 9/11 (атаки на башни-близнецы), Джобс представил законченный продукт на специальном мероприятии в главном офисе Apple.

"Это очень, очень важный прорыв," сказал Джобс присутствующим журналистам.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 2 comments